Краткое описание видов резьбы по дереву, и древесины.

 Хотелось бы  немного рассказать о видах резьбы, инструменте для резьбы по дереву. Также о том как не нанести себе сильных увечий работая с остро за точеным инструментом.
   Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на несколько типов: плоско выемчатая , рельеф, тиснение, прорезной или ажурные и скульптурные . Главный критерий, по которому производят это деление, является расположение орнамента относительно поверхности изделия или фона, и наличие фона. Каждая из этих групп, в свою очередь, подразделяется на разновидности в соответствии с рисунком и методов выполнения.
При изготовлении резные изделия из дерева обычно комбинируют несколько видов резьбы.

 Плоско выемчатая


    Вид  плоско выемчатой резьбы характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а форма рисунка различной формы углубления – выемки. Самые низкие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся прямо на поверхности. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плоско выемчатая  резьба может быть геометрической или контурной.


   Геометрическая резьба-один из старинных, но очень доступный по простоте и технологичности вид резьбы по дереву. Он делается в виде  клинорезных канавок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, кругов. Эти выемки различаются по размерам, глубине, по геометрии углов, на которых они производятся. Различия могут быть в количестве граней каждой выемки – их может быть два, три или четыре. Наиболее распространены двух– и трехгранными углублениями.

Особое развитие получили треугольные зазубрины, которые во многих источниках называются трехгранновыемчатой резьбы. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Иногда применяют четырехгранные углубления квадратные и прямоугольные, но их исполнение требует большого мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.
   В начале развития навыка, старайтесь соблюдать одно важное правило: переход к более твердой древесине должн быть, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древесине, то есть должно быть движение от простого к сложному.
Как подвид геометрической резьбы надо рассматреть и скобчатую резьбу. Ее главной особенностью является то, что отделкой разреза производится не прямой, а полукруглой стамеской.
   Каждая подрезка выполняется в два шага: во-первых, подрезка справа, потом под острым углом, величина которого определяется характерным узором. Так что эта резьба очень хороша   для новичка, для того кто хочет только освоить резьбу по дереву.
.
  Контурная резьба очень проста, но требует уверенного владения резцом, большего внимания, хорошего понимания и восприятия производящигося сюжета. В отличие от геометрической, в контурной резьбе, преимущественно используются изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц.
На самом деле, эта резьба-рисунок, выполненный с углублениями в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Его можно сравнить с рисунком, который сделан палочкой на мокром песке – линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Есть рельеф поверхности объемных фигур, но в зависимости от характера рисунка линии могут быть толще, тоньше, могут быть  использованы сплошные выборки в виде круга, эллипса, квадрата и т. д. Таким образом, набор инструментов, используемый для контурной резьбы, будет гораздо больше, чем для прорезной или геометрической резьбы. Здесь вам понадобится  стамески, полукруглые стамески, резаки и косяки и т. д.
Отсутствие  контура рельефной резьбы лишает ее какого-либо выражения, поэтому важно выбрать глубину и ширину линий, образованных непрерывными канавками различной конфигурации. Техника контурной резьбы требует много внимания,  и высокий творческий вкус.
Контурная резьба часто используется в сочетании с живописью и другими видами резьбы – геометрической, плоско рельефной .

Плоско рельефная резьба


     Суть рельефной резьбы состоит в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть однородная по глубине. В этом случае созданый шаблон  будут иметь одинаковую высоту 5-7 мм по всей площади композиции. Этот вид называется рельефной резьбой. Если резьба выполнена с высоким рельефным рисунком, который практически исключает наличие плоской поверхности, то это глухая рельефная резьба. Термин "глухой" относится к наличию не прорезанного  фона.

Рельефная резьба является одним из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. В зависимости от природы фона она имеет две разновидности: резьба с заоваленными контурами  и резьба с подобранным  фоном. Общей чертой для них является низкий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне декорированной поверхности. Рельефная резьба-это как переход от контурной к рельефной резьбе. В этой технике обычно изображают цветочные орнаменты, птиц, животных и человеческих фигур.

    Заоваленную резьбу, а также контурную, выполняют в виде двугранной выемки на контур рисунка, но выемки режут глубже, а грани их округляют . Как правило, от формы орнамента вырезают углубление и заоваливают по круче , и от фона – более отлого. В некоторых случаях на фоне   заоваливают так что он никогда не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Этот фон называется подушкой, и резьбу  заовалинной с подушным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной  заоваленной резьбы.

Плоскорельефную резьбу с подобранным фоном выполняют так же, как и обычную  заоваленную , но вокруг внутренего рисунка выбирают углубление, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту (обычно 5-7 мм) в зависимости от замысла, дизайна и других особенностей.  Плоскорельефная резьба с выбранным фоном в одном изделии часто превращается в рельеф.

Рельефная резьба


   Рельеф резьбы достигается путем подрезки плоского орнамента  на углубленном фоне и пророботке форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Шаблоном формы является рельеф разной высоты. Рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.


   Барельефная резьба, фигуры рельефа у нее  выступают выше фона или соседними элементами орнамента до половины его объема.

   Горельефная  резьба имеет более высокий рельеф, ярче выраженый и имеет более богатую игру света и тени. Здесь фигуры  рельефа расположены выше уровня фона или соседними элементами орнамента более чем на половину своего объема.
Для обоих подвидов рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона в сравнении с другими видами резьбы и детали элементов и скульптурных форм. Таким образом, после выборки фона всегда должны выработать основные планы внутри фигуры, моделировать и отрабатывать фигуры людей, птиц, животных, переплетения растительного орнамента, формы веточек и листьев, их высота над фоном по отношению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки поверхности штрихами, ребра, канавки и т. д.

Рельефный декор играет ведущую роль в архитектуре, где наиболее распространенными являются лепные украшения. В декоративно-прикладном искусстве рельефная резьба уже давно широко используется для украшения интерьеров, стеновых панелей, дверей, мебели. В наши дни она используется для отделки интерьеров в виде настенных панно, дверей, стен, рам, карнизов, полочек, различных предметов домашней утвари, всевозможных шкатулок, и женских украшений и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.


Резьба прорезная


Прорезная резьба может быть выполнен в технике плоскорельефной  и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют стамеской или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Резьба прорезная широко распространена в отделке мебели – стулья, скамейки, кровати. Резными изделиями более крупного масштаба, украшают части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, перила, балконы и беседки, сараи, различные постройки на детских площадках, рамы для зеркал и многое другое.
.
  Резьбу прорезную с рельефным орнаментом называют ажурной. Края такой резьбы дополнительно обработаны скруглены,  а поверхность часто украшают плосковыемчатой и рельефной резьбой. Ажурная резьба широко применялась для украшения мебели в стиле барокко и рококо.
Накладная или наклеенная, резьба состоит из отдельных элементов, резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном этот вид похож на ажурную резьбу. Декоративные элементы, выполненные с помощью накладной резьбы, обычно используют для отделки поверхности мебели, дверей, рам; они прибиты или приклеены к поверхности украшаемого изделия.

  Скульптурная резьба  


Скульптурная резьба характеризуется тем, что рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в других видах резьбы, скульптурную можно рассматривать со всех сторон.

Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С древних времен люди  вырезали фигурки богов и духов. Древние знания о природе и мире отражается в формах предметов домашнего обихода.
С приходом христианства появились скульптуры святых, их часто ярко окрашивали. Эти фигурки служили украшением многих храмов. Концы бревен и крыш бревенчатых домов часто выполнялись в виде голов лошадей и птиц.

Скульптурная резьба широко применяется для отделки интерьеров и мебельных стилей. Ножки стульев и кресел часто были сделаны в виде звериных лап, стулья были украшены фигурами фантастических животных, птиц.


Особой классификации в резьбе нету, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы. 

Есть конечно еще много видов и подвидов резьбы по дереву, но об этом кратко не расскажешь.

Древесина


Наиболее часто используется при резьбе древесина лиственных пород: липы, ольхи, осины, и некоторые другие. Хвойные деревья слишком мягкие. Но если вы хотите получить определенную текстуру или цвет, который не может дать лиственные породы. В этих случаях используют кедр, сосна, пихта, лиственница. 



И все же наиболее популярна среди резчиков по дереву-это липа. Несмотря на свою твердость, она очень хорошо поддается обработки с помощью резца и его собственного волокнистая структура древесины позволяет обеспечить соответствующий уровень квалификации для выполнения очень тонкого узора и сложного рисунка. Привлекают те же резчики ровный белый цвет липы. 


Древесина осины имеет очень однородную структуру, для резьбы используется редко, так как у нее, хотя и слабый, но очень стойкий к внешним воздействиям зеленоватый оттенок, способный испортить любой резной декор. Поэтому чаще всего осина используется в качестве материала для изготовления мелкой кухонной утвари – ложки, например, или деревянные миски.



 Ольха, в отличие от осины, для резьба подходит, и она достаточно довольно меняет свой цвет, и резчику  даже не надо применять никаких усилий. Зеленая ольха имеет ровный белый цвет, но если оставить на открытом воздухе на очень короткое время, она сразу краснеет. 


В будущем, ольха-дерево начнет терять насыщенность цвета. Это будет происходить до тех пор, пока заготовки не станут бледно-розовыми. Из-за этого необычного свойства, ольха давно заслужила звание дерево-хамелеон. Опытные мастера с удовольствием используют эту особенность ольхи, так как из вовремя у браных заготовок, можно получить желаемый цвет древесины, идеально подходит для предполагаемого рисунка. 


Береза имеет белый с желтоватым оттенком и однородной, вязкой структурой. Желтый цвет, характерный для древесины клена, но его отличие очень красивая текстура, а также имеет повышенную прочность, благодаря чему изделия из нее получаются очень прочные. 



В старину из клена ложки, ценились намного дороже, чем из березы, липы и даже осины.   Очень прочная порода древесины – дуб. Это идеальный материал для изготовления посуды, мелких принадлежностей, а также крупных вещей, такие как сундуки, наружная поверхность которых может быть украшена изысканной резьбой. 


 Можно резать по всей древесине лишь бы было желание, также и по капо-кореню, соуэлл и бересте.




Ножи


Из инструментов я бы хотел выделить нож косяк – аналог сапожного ножа со скошенным под 45 градусов лезвием с односторонней заточкой. Хотя ножей существует много такие как, богородский – 9 – 7 см лезвие для чернового контура, 6 – 3 см для тонких работ, татьянка – длинная ручка, расположение скоса лезвия в 2 см от руки мастера при стандартном верхнем хвате. Но я пользуюсь косяком и обычным перьевым,хотя иметь все ножи из перечисленых для резчика хорошие подспорье.




Стамески

Инструменты по дереву этого типа бывают прямыми,  полукруглыми. уголковыми (V-профиль), обратными (выпуклая форма), изогнутыми (радиусная кромка), клюкарзами. В отличие от резца, стамеска сразу выбирает в древесине канавку нужного профиля. Силовые стамески подстукиваются киянкой, ручные предназначены для ручного нажима без ударных нагрузок.
 Я отдаю предпочтение к полукруглым стамескам разных размеров, хотя в наборе должны иметься все стамески, это основной инструмент которым работает резчик.


Пилы 


К пилам можно отнести весь пилящий инструмент это ножовки, лобзики. Сейчас все больше стало электро пилящих инструментов, таких как гравера, циркулярки, фрезера. Выбор такого инструмента зависит от того в каких целях и для чего вы его будете использовать. Электро инсрумент делится на профессиональный и хобби, также у него разная мощность и обороты.



Техника безопасности


Техника безопасности при резьбе по дереву, мне кажется что это одно из главных условий которую должен соблюдать резчик. Потому что при работе остро заточенным инструментом легко пораниться. Я думаю что нет такого резчика который бы не обрезал себе пальцы и руки, это одна из оборотных сторон этой профессии.

Вот памятка скачанная с сайта о техники безопасности, вы ее можете прочитать а можете не читать это дело каждого. От себя я хотел бы добавить одно старайтесь резать не на себя а от себя, я думаю что это вам поможет избежать много не нужных порезов.

Правила безопасности резчика по дереву

  1. Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
  2. При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей. Это обезопасит и ускорит процесс работы.
  3. Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
  4. При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
  5. Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
  6. Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
  7. Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
  8. Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
  9. Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
  10. Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
  11. При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
  12. Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
  13. Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
  14. Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления

Есть еще одна опасность это возгорание дерева.

   Помните, что дерево очень хорошо горит. Маленькая сухая стружка загорается немедленно, и потом уже не важно, что послужило причиной зажигания – неправильное функционирование электропроводки, искры от печки, или
окурок. 
    Остерегайтесь огня! Покидая рабочую комнату, всегда тщательно уберите отходы, стружку и мелкую деревянную пыль. Не забывайте разъединять электроинструменты и нагревающиеся устройства от сети. Самодельные обогревающие устройства с открытой спиралью не могут использоваться в мастерской это просто недопустимо! Если у вас оборудована  комната под мастерскую, оборудуйте ее общим выключателем и огнетушителем. И  не курите на рабочем месте.